вторник, 11 февраля 2014 г.

Рунет: портрет в Rax-интерьере

Одно время в Рунете было широко распространено мнение, что счетчики – один из мощнейших инструментов "раскрутки" сайта. Точнее, не сами счетчики, а рейтинги, строящиеся на их показаниях. Вебмастера теряли уйму времени, регистрируя свое детище в самых различных рейтингах, в результате чего появлялись поистине уникальные страницы, подобныеalox.narod.ru. К счастью, это поветрие вышло из моды. Счетчики в сознании вебмастеров стали тем, чем они всегда и были в действительности: собирателями статистики, не больше, но и не меньше. Поэтому выбор подходящего счетчика для своего сайта зависит только лишь от удобства и функциональности сервиса, и нет никакой практической необходимости устанавливать на свои страницы десятки кнопок с цифрами. После таких, прямо скажем, коренных изменений в массовом сознании, множество рейтингующих счетчиков просто умерло за ненадобностью. Остались единицы, действительно востребованные вебмастерами из-за разнообразия предлагаемых ими статистических отчетов. Соответственно, код каждого такого счетчика установлен на десятках тысячах сайтов. А отсюда вытекает еще одна, вспомогательная функция счетчика: сбор глобальной статистики.
С одной стороны, счетчик собирает суммарные данные о посещаемости всей совокупности страниц, на которых он установлен. С другой стороны, счетчик собирает обобщенные данные о пользователях, которые загрузили его код в свои браузеры. И чем больше сайтов "оснащены" счетчиком, тем более верный "групповой" портрет Рунета и его аудитории будет получаться. И портрет этот весьма и весьма интересен.
Некоторые компании, поддерживающие статистические сервисы, отдают собранную глобальную статистику, полностью или частично, в публичный доступ. Давайте изучим основные характеристики Рунета, исходя из данных, собранных счетчиком Rax. Данные эти открыты для всех интересующихся, и представлены в виде стандартного набора отчетов, но не по отдельным сайтам, а по всей совокупности ресурсов, на которых установлен счетчик Rax. Насколько эта статистика может быть признана всеохватывающей? Судите сами. Счетчик установлен на 20 с лишним тысячах сайтов. Его код "срабатывает" порядка 25 миллионов раз в сутки. Логично предположить, что каждый русскоязычный пользователь хотя бы раз в месяц открывает страницу с установленным на ней кодом Rax. Впрочем, догадки – дело неблагодарное, лучше все-таки оперировать цифрами. К ним и обратимся.
Начнем с отчета «Размер аудитории». В первой строчке отчета указывается количество уникальных посетителей, обратившихся к сайтам Рунета за последний месяц. Кстати, понятие "уникальный посетитель" не тождественно слову "человек", это обязательно нужно иметь в виду. Говоря "уникальный посетитель" мы должны понимать, что речь идет о небольшом текстовом файле, cookie, с помощью которого идентифицируется не столько пользователь, сколько его браузер. Соответственно, один и тот же человек может быть посчитан "уникальным" дважды: когда он пришел в Сеть из дома и когда бродит по Интернету на работе. С другой стороны, некоторые пользователи запрещают использование cookies на своем компьютере. С третьей стороны, форматирование жесткого диска приведет к потере всех имеющихся на нем cookies и генерации новых при загрузке соответствующих кодов (того же счетчика Rax, к примеру). Одним словом, подсчет уникальных посетителей всегда выполняется с определенной погрешностью. Как и любые статистические расчеты, впрочем. Но вернемся к данным счетчика Rax.
Итак, счетчик утверждает, что с ним за месяц с 25 июля по 25 августа столкнулось более 18 миллионов уникальных посетителей. Причем, порядка 53% или около 9,5 миллионов посетителей проживают в России, говорит отчет «Страны». Сравним эту цифру с данными других исследований. Так, например, «Фонд общественного мнения» считает, что всего в России Интернетом пользуются 11,5 миллионов человек. А социологический опрос ВЦИОМ, проведенный летом 2003 года, показал, что число россиян, пользующихся Интернетом, не превышает 7 миллионов. Три исследования дают разные данные, поскольку используют различные методики подсчета. Однако совокупность этих данных позволяет с большой долей уверенности предположить, что счетчик Rax записывает свой cookie на компьютеры практически всех русскоязычных интернет-пользователей.
Что же может сообщить счетчик о рунетовских пользователях? Например, то, что свыше 93% из них пользуютсябраузером Internet Explorer, а 98% предпочитают Windows в качестве операционки для своего компьютера. Более 97% пользователей используют разрешение экрана 800х600 или выше, при этом 65% установили режим отображения цветов на 16 миллионов (32-bit), а 32% — на 65 тысяч (24-bit). Эти данные можно использовать при создании собственного сайта. Например, при разработке дизайна стоит задуматься: под какое разрешение и для какого браузера в первую очередь оптимизировать страницы будущего сайта.
Очень интересно посмотреть, какими путями пользователи разыскивают интересующую их информацию в Сети. Например, четко видно, какие каталоги и рейтинги наиболее популярны в Рунете. 95% переходов обеспечивают пять лидирующих веб-сервисов этого типа:
Подобную информацию можно получить и по переходам с поисковых систем. Здесь около 90% трафика генерирует тройка лидирующих поисковых машин (из тринадцати внесенных в список):
Интересно также взглянуть на то, в какое время суток пользователи особенно активно бродят по сайтам. Судя по собранным данным, пик пользовательской активности приходится на промежуток с 14 до 17 часов, а с 4 до 6 утра почти все интернет-бродяги спят.
Какие дополнительные характеристики поведения пользователей может дать глобальная статистика, собранная счетчиком Rax? Две трети пользователей обращаются к Интернету один раз в неделю, и только 6% ходят в Сеть чаще 4 дней в неделю. При этом четверть пользователей просматривает всего по одной веб-странице в день. Здесь нужно оговориться еще раз: речь идет о просмотре только тех страниц, на которых установлен счетчик. Зато 37% пользователей весьма активны и просматривают не менее 8 веб-страниц, снабженных счетчиком.
Таким образом, счетчик предлагает массу интереснейшей информации о поведении и техническом оснащении среднестатистического русскоязычного пользователя Сети. Эту информацию можно использовать в самых различных целях: от создания собственного сайта до планирования рекламных кампаний в Интернете. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий